образования
в Северный районах Республики Таджикистан (1917-1941)
В начале 30-х годов в связи с подготовкой перехода к обязательному всеобщему
семилетнему обучению остро встал вопрос об обеспечении учителями У-УИ классов
семилетних и средний школ, так как выпускники педагогических институтов и
университетов едва покрывали потребность в учителях старших классов средней
школы и техникумов. Для подготовки учителей семилетних школ в 1935 году были
созданы учительские институты, в которые принимали юношей и девушзк, окончивших
среднюю школу. За два года обучавшиеся в учительском институте получали
незаконченное высшее образование по одному из следующих отделений:
физико-математическому, таджикского языка и литературы,
естественно-географическому и истории. Кроме того, за годы учёбы студенты
должны были овладеть предметами преподавания, основами педагогической науки,
методикой обучения и воспитательной работы. Безусловно, это была полумера в
подготовке преподавателей, имеющиеся педагогические вузы республики не
удовлетворяли всей потребностей в учителях. Лица, окончившие учительские
институты, работавшие в общеобразовательных школах, в большинстве своем
дополняли свое образование путем продолжения обучения в заочном педагогическом
институте.
Дальнейшее развитие народного образование: введение обязательного всеобщего
начального и семилетнего обучения, расширение сети средних школ в северных
районах республики потребовали подготовки высококвалифицированных
педагогических кадров с высшим и неполным высшим педагогическим образованием. Действовавшие
как на территории Таджикистан, так и в Узбекистане педагогические техникумы и
педкомбинаты (в дальнейшем педучилища) в основном готовили учителей для
начальных классов. Учитывая большую нужду неполных средних школ республики в
педагогические кадры, постановлением Совнаркома Таджикистана от 14 августа 1935
года на базе Таджикского педагогического техникума (бывшего Таджикинпроса -
М.И.) в городе Ташкенте был организован двухгодичный Таджикский учительский
институт для ускоренной подготовки педагогов высшей квалификации для школ
Таджикистана1. Контингент студентов этого учительского института на 1935/36
учебный год был установлен в количестве 200 человек. Для комплектования
института были использованы учащиеся старший классов Ташкентского педагогического
техникума и не полнокомплектные старшие курсы других педтехникумов республики.
Из-за недостаточности контингента выпускных курсов средней школы и
педтехникумов разрешалось принимать в этот институт даже лиц, имеющих неполное
среднее образование. Младшие курсы Ташкентского педтехникума были распределены
по педагогическим техникумам, действовавшим в районах Северного Таджикистана.
. Конститутсияи (Сарконуни) Чумхурии Точикистон. - Душанбе,
2002.2. К,онуни Ч,умхурии Точикистон "Дар бораи маориф". - Душанбе,
2000.3. Консепсияи миллии маълумоти Ч,умх,урии Точикистон.- Душанбе, 2003.4.
Абдуллоев С, Холцураев х. Донишгохи давлатии Хучднд. -Хучанд, 1997.5.
Абдушукурова Л. Борьба советской таджикской школы с конфессиональными мактабами
(1917 - 1928гг.) //Ученые записки - 1970. -Т.66.
7. Арипов М. Некоторые сведения о состоянии народного
образования в Таджикистане в период Таджикской АССР (1925 - 1929 гг.) //Ученые
записки. 1956. - Т.5. - Выпуск 2.
8. Арипов М. Некоторые сведения о состоянии народного
образования в Таджикской ССР в 1929-1941гг. //Ученые записки. - 1951. - Т.23.
9. Ахмедов С. О некоторых особенностях подготовки
учительскихкадров в 1924 - 1941гг. в республике //Партийное руководство хозяйством.
-Душанбе, 1971.
10.Бартольд В.В. История культурной жизни в Туркестане. -
Л.: Издание АН СССР, 1927.
11 .Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в
Туркестане (1865-1924гг.). -М., 1960.
12.Бессонова В.И. В. И. Ленин и борьба за народную
грамотность (19191924гг.) //Из истории революционной и государственной
деятельности В. И. Ленина: Сб. статей. - М., 1960. - 510 с.
1 З.Богданов И.М. Грамотность и образование в
дореволюционной России и в СССР. Историко-статистические очерки. - М., 1968.
14. Н.Богоутдинов A.M. Роль русского
рабочего класса в исторических судьбах таджикского народа. - Душанбе, 1967.
15. Богоутдинов A.M. К истории таджикской школы //Советская
педагогика. - 1941, №7-8.16.Васильев П.А. Некоторые сведения о народном образовании
в Ходженте , Ура-Тюбе в 1910 - 1917гг. и в первые годы после октября. Сообщения
ТФАН СССР, Сталинабад, 1948. - Выпуск IX.
Проблемы осуществления обязательного всеобщего начального, неполного
среднего и среднего образования определенного высшими государственными
документами поставили перед органами системы образования республики большие
задачи. С образованием Таджикской ССР (октябрь 1929г.) начался новый этап в
развитии таджикского народа во всех областях народного хозяйства, культуры и
образования. Республикой была проведена большая организационная работа по
ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения, были достигнуты
значительные успехи по организации новых школ, введению всеобщего начального
обучения, в северных районах организовывались семилетние и средние
школы, подготовлены учительские кадры через краткосрочных курсов,
педагогических училищ и институтов просвещения в ряде городов Узбекистана.
Принятый 25 июля 1930г. постановление "О всеобщем обязательном
начальном обучении" положило начало целенаправленной деятельности по
созданию во всех районах страны необходимых условий для реализации прав молодых
людей на образование.
Определялись сроки завершения введения всеобуча в отдельных городах
республики, в том числе северных районах. В диссертации отмечается, что,
несмотря на существовавших трудностей: нехватки учительских кадров, учебных
принадлежностей, школьных зданий и др. органами системы образования при помощи
общественности принимали все меры к выполнению поставленных задач.
Во многих районах Северного Таджикистана были организованы комитеты всеобуча,
культштабы, комиссии содействия по обеспечению школьным инвентарем, проводились
массовые субботники. Соответствующими органами местной власти принимались меры
по организации новых школ, по стопроцентному охвату детей в школы всеобуча,
большое внимание уделялось подготовке и переподготовке учительских кадров.
Всеобуч был объявлен всенародным делом.
Северные районы Таджикистана (до 2000г. Ленинабадская область, с августа
2000 года Согдийская область) являясь неотъемлемой составной частью Республики
Таджикистан с населением более 2 млн. (данные последних лет) человек, являются
крупнейшим регионом с развитой промышленностью, сельским хозяйством и
культурой. Большинство районов этой области еще в период 60-х годов XIX
столетия до 1917 года находились в составе Туркестанского края Российской
империи. После революции октября 1917 года до 1924 года в составе Туркестанской
АССР, после национально-государственного размежевания 1924г. в состав Узбекской
республики, в октябре 1924 г. эти районы были переданы Таджикской АССР.
Именно в районах Северного Таджикистана, вошедших в состав Туркестанского
генерал-губернаторства, начиная с 80-х годов XIX века были организованы
русско-туземные школы, затем татарскими джадидами в период 90-х годов XIX в. до
1917 г. новометодные школы в городе Худжанде, кишлаке Кистакуз (нине Бободжан
Гафуровском районе). Определенное число интеллигенции северных районов получили
среднее и высшее образование в техникумах, институтах просвещения (Инпросах)
городов Ташкента, Самарканда, Бухары, Среднеазиатском государственном
университете в г. Ташкенте.
В подготовке учительских кадров в первые годы Советской власти большая роль
принадлежит Узбекской республике.
В исследовании, прослеживается и анализируется предпосылки,
социально-экономические условия и особенности возникновения первых учебных
заведений, учащихся,, подготовки учительских кадров на территории Узбекистана в
период его вхождения в состав Туркестанского генерал-губернаторства, сделан
историко-педагогический обзор состояния народного образования в крае, в период
Советской власти, определяется содержание учебно-воспитательного процесса в
разные годы до 1941 года в
регионе, проведенное исследование представляет научный интерес и позволяет
сделать практические выводы, важнейшими из которых являются:
-народы, населяющие территорию современной Согдийской области, как и другие
регионы Таджикистана, имеют древнейшую историю, высокую культуру;
-присоединение северных районов к России сыграла прогрессивную роль в
становлении образования в регионе;
-вхождение в 1924 году районы северной части в состав Таджикской АССР, а в
1929 г. в Таджикскую ССР явилось важным событием в жизни народов северного
региона, мощным стимулом ликвидации экономической отсталости, в том числе и в
области образования;
-за период с 1924 до 1941 годы в северных районах почти полностью была
ликвидирована неграмотность, создана стройная система семилетнего и среднего
образования;
-система образования в северных районах, как и всей республики занимает одно
из ведущих мест в культурном строительстве;
-основные показатели развития системы образования в северных районах были
хорошими, учебно-воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях не
были ниже других регионов республики;
-материально-техническая база общеобразовательных школ, обеспечение их
учительскими кадрами отвечали требованиям государственных органов.